02 апреля 2020

Книга : Дэн Пинк "Драйв: Что на самом деле нас мотивирует"



Давным давно я случайно натнкулся на потрясаяющее анимационное видео от RSA Animate и сейчас наткну вас на него же ибо видео действительно стоит просмотра.




Почему видео стоит просмотра ? Как минимум потому что оно ничуть не хуже книги, как по мне - может быть даже и лучше.

Книга очень четко акцентирует внимание на том что наши знания о человеческой мотивации сильно превосходят наши навыки использования этого знания в реальном бизнесе.

Это главное утверждение книги увешано фактами как новогодняя елка игрушками, но лично у меня до сих пор осталось сомнение не являются ли все утверждения в книге автора всего лишь confirmation bias.

С чем в книге на мой взгляд нельзя поспорить так это с тем что мотивация для разных исторических эпох конечно же отличаются. И то что мотивировало голодного первобытного человека, то что мотивировало замученного работника эпохи промышленной революции и то что мотивирует современного работника чаще всего умственного труда  - это все не одно и то же.


 Основной мой вопрос (который лично у меня так и остался) - являются ли все три приведенные автором книги фактора исчерпывающими или есть что-то еще ? Я думаю есть.


Оценка: 6,5/10
  
Заметки на полях ниже

Поведением управляют побудительные силы:
  1. Биологические потребности - голод, холод, желание размножатся 
  2. Награды и наказания из окружающей среды 
Харлоу в процессе своего эксперимента с обезьянами нашел третью побудительную силу - само выполнение задачи является вознаграждением


Мотивация 1.0 - выжить 
Мотивация 2.0 - получать удовольствия , избегать наказаний. Она до сих пор хорошо работает на алгоритмизированных , рутинных задачах

Проблемы М2.0
  1. Проблема организации деятельности - опенсорс например
  2. Что мы думаем о своей деятельности - канеман и предсказуемо-нерациональные люди, дауншифтинг - не нужно больше денег если не ясна цель деятельности 
  3. Каковы условия нашей деятельности -  природа деятельности поменялась ( алгоритмическая -> эвристическая )
Явно оговоренное условие получения поощрения может свести игру к работе - эффект Сойера. 

Явно оговоренное поощрение с возможностью его пожертвования на доброе дело не убивает мотивация (донорство крови в Швеции)

Цели спущенные сверху могут губительно сказаться на М3 , и точно приведут к нежелательным последствиям и работе наотъебись. Цели должны идти снизу
Наказание за отклонение о желаемого поведения может восприниматься как плата за узаконивание модуса поведения (попадания в еврейский детский сад)
Вознаграждение формата если-то приводит к активации зон мозга отвечающих за привыкание по дофамина, далее аналогия с наркотиками.

Sum-on 
КНУТЫ И ПРЯНИКИ 
Семь фатальных изъянов:

Они могут гасить внутреннюю мотивацию.
Они могут снижать эффективность.
Они могут подавлять творчество.
Они могут вытеснять хорошее поведение.
Они могут поощрять мошенничество, склонность к поиску легких путей и неэтичное поведение.
Они могут вызывать привыкание.
Они могут развивать косность мышления.



Вознаграждения вида "если-то" хорошо работают с рутинными задачами. Вознаграждение должно быть неожиданным и после того как работа сделана "вот, теперь, когда". В дополнение к награде нужно давать положительную обратную связь , отзывы , связь по стратегии и выстраиванию процесса работы.


Тип I/X 
I - внутренние желаниям, меньше опирается на внешние награды, больше на удовлетворение от работы 

X - внешние стимулы , награды , поощрения. 
Поведение типа I приобретенное , а не врождённое 
Люди типа I как правило более успешны в долгосрочной перспективе
Тип I не несёт в себе презрительного отношения к деньгами или признанию - это гигиенический фактор.
Поведение типа I - возобновляемый ресурс. Тип X/I - аналогия " уголь/солнечная энергия". 
Поведение типа I располагает к большему физическому и психическому здоровью


Теория самодетерминации Райана и Леси: существуют универсальные человеческие потребности. Врожденные : компетентность, автономия, взаимосвязь.  Когда они удовлетворены - мы счастливы.
Автономия
ROWE - results only work environment

прюн

Идея управления (управления людьми, а не управления, скажем, каналами поставок) базируется на определенных представлениях о базовых свойствах тех, кем управляют. Она исходит из того, что совершать какие-то действия и двигаться вперед мы можем только из-под палки и что в отсутствие награды или наказания мы оставались бы в счастливой и ленивой неподвижности.

Она также подразумевает, что, когда люди начинают двгжение, нужно указывать направление, что без строгого и надежного проводника они собьются с пути.

Автономия - ключевая концепция теории самодетерминации. 
Независимая мотивация - это решения и поступки совершаемые под влиянием собственной воли и свободы выбора, а управляемая мотивация - это решения принимаемые по чужой воле. 

Автономия по Atlassian:
Выбор задачи
Выбор  времени
Выбор техники
Выбор команды 

Люди работающие в самоорганизованных командах более удовлетворены , чем те кто работает в командах доставшихся "по наследству". Право выбора с кем работать - важно.

Мастерство
Мастерство - это образ мышления
Происходит из обучающих задач и задач-результатов по К.Дуэк и связано с правильным калибром задачи - не слишком сложно,не слишком просто. Связано с состоянием потока. 

Мастерство - это постоянное усилие и работа над собой в условиях стресса. 

Мастерство - это асимптота, и ее недостижимость мотивирует




Комментариев нет:

Отправить комментарий