Я очень долго пытался натянуть свой мозг на эту книгу.
В итоге не вышло - книга очень сильно уходит в тонкости психологических процессов внутри личности, это я переварить не смог.
Тем не менее полезное знание в книге есть.
Попробую изложить тезисно, за всеми деталями - к автору.
- Человек (любой) имеет проблему упорядочения времени - что сказать после того как сказано "здравствуйте"? Что делать дальше? Как себя вести?
Все, что происходит между двумя и более людьми после слова "здравствуйте" является цепочкой транзакций (тут как раз и начинается транзакционный анализ в психологии) - то есть передача некоторого стимула для реакции от одного человека к другому.
Транзакции имеют свою типологию - есть ритуалы (общение людей в общественном транспорте), деятельность (рабочее взаимодействие между людьми), развлечения, процедуры, игры, близость.
Наиболее интересны последние два типа - игры и близость, и если второй вряд ли поддается анализу, то с первым все несколько лучше.
Также интересным типом транзакций являются развлечения - в ходе развлечений люди определяют свой круг знакомств и дружбы на длительное время. Но это уже совсем другая история (с). - Личность человека можно условно разделить на три состояния - Я-Ребенок, Я-Родитель, Я-Взрослый. Последний тип наименее интересен, так как он отвечает за рациональное мышление и игры с ним не проходят.
Более интересны Ребенок и Родитель. Родитель - это отражение того какими были родители, и что они вложили в голову. Ребенок - это вообще "свободный радикал", который как раз символизирует творческое начало личности.
Транзакции происходят между состояниями личности - Родитель-Родитель, Ребенок-Ребенок, Взрослый-Взрослый. Место для игр возникает тогда когда происходит обмен транзакциями между неэквивалентными состояниями личностей - Взрослый-Родитель, Ребенок-Взрослый. - Игра - это механизм получения выигрыша одним человеком от другого путем обмена транзакциями, который имеет четкую структуру, и основывается на использовании транзакций неэквивалентных состояний личностей.
Понятие выигрыша в данном случае не стоит ассоциировать только с позитивным контекстом - выигрышем может быть как (само)убийство, банкротство, алкоголизм, проч.
Игра состоит из :- приманки которую выставляет игрок
- слабости к приманке которую имеет потенциальная жертва
- рычага, с помощью которого игрок получает выигрыш от жертвы
- выигрыша, который получает как игрок, так и жертва
- Люди играют в игры. Так или иначе - играют. Однако некоторые игры безопасны для себя и окружающих, некоторые - нет.
- То в какие игры будут играть люди обусловлено тем какой жизненный сценарий они себе выбрали.
Сценариев ограниченное количество, большинство из них пересказано в сказках, мифах, книгах, фильмах. - Выбор сценария осуществляется в период до 6 лет.
Переводя на человеческий - все что с вами происходит в вашей жизни обусловлено тем какой вы сценарий себе выбрали в детстве,в период до 6 лет, или даже до 3.
Более того - на выбор того или иного сценария масса факторов, основным из которых является окружение ребенка, в частности родители и близкие родственники.
Ребенок адаптируется под условия чтобы нравится, ввиду чего выбирает сценарий чтобы продолжать нравится. Проблема в том что сценарий выбранный в раннем детстве чтобы нравится своему ближайшему окружению может не быть пригодным для полноценной жизни в дальнейшем. - Сценарий выбранный человеком "оттачивается" в течении определенного времени - разыгрывается он не сразу, сначала будут репитиции и "игры", и лишь затем сценарий будет выполнен.
- Сценарий заложенные в человека можно поменять.
Углубляться дальше я не стал, так как книжка несет кучу информации полезной для людей со знанием психологии на минимальном уровне, которым я не обладаю.
Оценка - 6/10, книга может быть полезной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий