Н.М. Светлов, первая лекция по Теории Систем и Системному Анализу.
Вот тут вот я поинтересовался за некоего Бейзера у Леши Лупана, а давеча Леша ответил на мой интерес.
И подумалось мне в свете этих событий за историю как тестирования, так и всей нашей отрасли.
И вот что я думаю про историю тестирования - их у нас три. Одна история - она про то самое тестирование и разработку про которую Бейзер и Боэм.
Так вот, разработка Боэма и тестирование Бейзера - это одна история нашего тестирования, да и вообще всего IT.
Точнее даже первая, которую в контексте тестирования начал Джерри Вайнберг в 1958 году:
We made the first separate testing group that I know of historically (I’ve never found another) for that Mercury project because we knew astronauts could die if we had errors.We took our best developers and we made them into a group. It’s job was to see that astronaut's didn’t die. They built test tools and all kinds of procedures and went through all kinds of thinking and so on. The record over half a century shows that they were able to achieve a higher level of perfection (but it wasn’t quite perfect) than had ever been achieved before or since.
Эта история - она про сложные, научные или военные, но высокорисковые и одноразовые проекты.
Они одноразовые не потому, что никто не переписывает софт для системы ПВО или ракеты, а потому, что переписывание софта для системы ПВО - есть переписывание и никто его рефакторингом или редизайном не называет, и относятся соответствующе. И что самое главное - в процессе решения задачи приходится сильно расширять свой кругозор, обмениваться знаниями и навыками с соседями, потому что проект имеет конечные сроки и огромную сложность.
А история первая потому, что вторая выродилась из нее. Иначе и быть не могло.
Вторая история тестирования - это история тестирования коммерческого ПО.
Это как раз про конец 70-х - начало 00-х - именно в этот период компьютеры перестали быть (массово, я имею ввиду) прерогативой военных и крупного или окологосударственного бизнеса, и стали доступны среднему и малому бизнесу. Именно здесь цена ошибки измеряется не коллапсами на уровне страны или поражением в войне с кучей людских потерь, а всего лишь деньгами. Именно здесь есть высокая конкурентная среда, высокая скорость изменений, драка за каждый процент рынка.
И тестировали этот коммерческий софт тогда в том числе и те, кто вышел из околовоенки.
Именно этим я объясняю лично себе, то количество "незаменяемого" софта написанного на COBOL/FORTRAN и прочем - это хороший софт написанный для коммерции, но с критериями качества, унаследованными от "военки".
Вообще весь второй этап можно охарактеризовать одним словом - специализация.
Потому, что тогда нужно было делать много сравнительно похожего софта, это было массовое производство, с присущей ему специализацией и конвеером.
Нужно рисовать много UI, нужно много администрировать БД, нужно писать много технической документации.
И специализация людей для каждого этапа - дело вполне себе логичное и даже эффективное.
А после того как интернет стал массовым явлением и широко распространен - с 2000 и по сей день, я имею ввиду - у нас началась даже третья история, про массовые пользовательские продукты типа инстаграма и прочего. На этом этапе уже никто особо не старается сделать качественный продукт в терминах первого ("надо чтобы долетело/попало") или второго ("надо чтобы работало хорошо и долго") этапа истории. Тут нужно найти идею, нишу рынка, натянуть одно на другое и сделать это все достаточно быстро, чтобы сотни, если не тысячи таких же как ты, не успели сделать это раньше тебя.
Так вот, собственно говоря, причем здесь "Они учат тестировщиков программировать" ??
А вот, на мой взгляд, ситуация из которой выросло тестирование в первом этапе нашей истории - когда мы делаем высокорисковые проекты, с совершенно непонятным результатом, в совершенно неизвестном домене, где все во что ни плюнь - пипец (!!!), инновации!!!! - она структурно идентична той ситуации которая сейчас, на третьем этапе нашей истории, наблюдается на рынке, когда все хотят автоматизацию тестирования, чтобы тестировщики валидировали продуктовые идеи, умели читать логи и мониторить продакшен,да еще и в юзабилити разбирались.
С той лишь разницей, что тогда были системы ПВО/ПРО / межконтинентальные ракеты/ Буран , а теперь AirBNB/ беспилотные автомобили/Amazon Prime, который доставляет покупки дронами.
Это все, кстати, и не про тестировщиков тоже - у погромистов (опечаток тут нет) те же самые попабольки - давайте, вы, погромисты, будете знать как это все разворачивается в продакшене, как и где и из чего сделан CI, построите мониторинги, будете работать с метриками с продакшена, запускать A/B тесты на живых пользователях и при этом не требовать прибавку к зарплате на ношпу и анальгин (виски вам может еще наливать???) за то что это типа не ваша работа.
Термин full-stack developer шагает по сайтам для поиска работы.
Потому что в большинстве случаев сейчас не нужно "хорошо, но только вот это", нужно "нормально, но все", так чтобы взлетело, а там посмотрим что пользователи скажут, подкрутим.
Тестировщиков учат программировать, програамистов тестировать и все это в угоду одному - скорости бизнеса.
Все разговоры и выступления типа Testing is Dead/Testing is not Dead - это все стандартная пропаганда молодой поросли, чтобы побыстрее вытеснить старую плесень ну или нечто сродни рыку молодого льва в саванне, когда старших нет рядом и никто не может дать по башке.
Тестирование не живо, и не мертво.
Оно просто эволюционирует, равно как и вся отрасль.
Не надо делать из этого трагедии, нужно делать выводы и строить планы.
Планы развития.
Планы развития себя.
Совершенствоваться не обязательно. Выживание — дело добровольное. © Эдвард Деминг.
P.S. откопал в просторах интернетов вот такую вот летопись.
И подумалось мне в свете этих событий за историю как тестирования, так и всей нашей отрасли.
И вот что я думаю про историю тестирования - их у нас три. Одна история - она про то самое тестирование и разработку про которую Бейзер и Боэм.
Вы знаете кто такой Бэри Боэм?
А про спиральную модель разработки ПО ?
Это все было задолго до всяких Lean/Minimal Viable Product, а идеи-то те же.
Так вот, разработка Боэма и тестирование Бейзера - это одна история нашего тестирования, да и вообще всего IT.
Точнее даже первая, которую в контексте тестирования начал Джерри Вайнберг в 1958 году:
We made the first separate testing group that I know of historically (I’ve never found another) for that Mercury project because we knew astronauts could die if we had errors.We took our best developers and we made them into a group. It’s job was to see that astronaut's didn’t die. They built test tools and all kinds of procedures and went through all kinds of thinking and so on. The record over half a century shows that they were able to achieve a higher level of perfection (but it wasn’t quite perfect) than had ever been achieved before or since.
Эта история - она про сложные, научные или военные, но высокорисковые и одноразовые проекты.
Они одноразовые не потому, что никто не переписывает софт для системы ПВО или ракеты, а потому, что переписывание софта для системы ПВО - есть переписывание и никто его рефакторингом или редизайном не называет, и относятся соответствующе. И что самое главное - в процессе решения задачи приходится сильно расширять свой кругозор, обмениваться знаниями и навыками с соседями, потому что проект имеет конечные сроки и огромную сложность.
А история первая потому, что вторая выродилась из нее. Иначе и быть не могло.
Вторая история тестирования - это история тестирования коммерческого ПО.
Это как раз про конец 70-х - начало 00-х - именно в этот период компьютеры перестали быть (массово, я имею ввиду) прерогативой военных и крупного или окологосударственного бизнеса, и стали доступны среднему и малому бизнесу. Именно здесь цена ошибки измеряется не коллапсами на уровне страны или поражением в войне с кучей людских потерь, а всего лишь деньгами. Именно здесь есть высокая конкурентная среда, высокая скорость изменений, драка за каждый процент рынка.
И тестировали этот коммерческий софт тогда в том числе и те, кто вышел из околовоенки.
Именно этим я объясняю лично себе, то количество "незаменяемого" софта написанного на COBOL/FORTRAN и прочем - это хороший софт написанный для коммерции, но с критериями качества, унаследованными от "военки".
Вообще весь второй этап можно охарактеризовать одним словом - специализация.
Потому, что тогда нужно было делать много сравнительно похожего софта, это было массовое производство, с присущей ему специализацией и конвеером.
Нужно рисовать много UI, нужно много администрировать БД, нужно писать много технической документации.
И специализация людей для каждого этапа - дело вполне себе логичное и даже эффективное.
Так вот, собственно говоря, причем здесь "Они учат тестировщиков программировать" ??
А вот, на мой взгляд, ситуация из которой выросло тестирование в первом этапе нашей истории - когда мы делаем высокорисковые проекты, с совершенно непонятным результатом, в совершенно неизвестном домене, где все во что ни плюнь - пипец (!!!), инновации!!!! - она структурно идентична той ситуации которая сейчас, на третьем этапе нашей истории, наблюдается на рынке, когда все хотят автоматизацию тестирования, чтобы тестировщики валидировали продуктовые идеи, умели читать логи и мониторить продакшен,да еще и в юзабилити разбирались.
С той лишь разницей, что тогда были системы ПВО/ПРО / межконтинентальные ракеты/ Буран , а теперь AirBNB/ беспилотные автомобили/Amazon Prime, который доставляет покупки дронами.
Это все, кстати, и не про тестировщиков тоже - у погромистов (опечаток тут нет) те же самые попабольки - давайте, вы, погромисты, будете знать как это все разворачивается в продакшене, как и где и из чего сделан CI, построите мониторинги, будете работать с метриками с продакшена, запускать A/B тесты на живых пользователях и при этом не требовать прибавку к зарплате на ношпу и анальгин (виски вам может еще наливать???) за то что это типа не ваша работа.
Термин full-stack developer шагает по сайтам для поиска работы.
Потому что в большинстве случаев сейчас не нужно "хорошо, но только вот это", нужно "нормально, но все", так чтобы взлетело, а там посмотрим что пользователи скажут, подкрутим.
Тестировщиков учат программировать, програамистов тестировать и все это в угоду одному - скорости бизнеса.
Все разговоры и выступления типа Testing is Dead/Testing is not Dead - это все стандартная пропаганда молодой поросли, чтобы побыстрее вытеснить старую плесень ну или нечто сродни рыку молодого льва в саванне, когда старших нет рядом и никто не может дать по башке.
Тестирование не живо, и не мертво.
Оно просто эволюционирует, равно как и вся отрасль.
Не надо делать из этого трагедии, нужно делать выводы и строить планы.
Планы развития.
Планы развития себя.
Совершенствоваться не обязательно. Выживание — дело добровольное. © Эдвард Деминг.
P.S. откопал в просторах интернетов вот такую вот летопись.
Комментариев нет:
Отправить комментарий