10 ноября 2014

Книга: Михай Чиксентмихайи: Поток. Психология оптимального переживания

Недочитал - надоел он мне.
Когда-то давно  я кинул свой взор в сторону психологии. И напоролся на Эрика Берна.
Его я кстати тоже недочитал - слишком уж глубоко Берн роет.
Это была попытка номер два, которая тоже провалилась. Но кое-какую пользу извлек.

Основное отличие этой книги от всего околопсихологического бреда издателей заключается в том, что автор (и не он один) посягнули на святыню - они обратили свой взор не в сторону патологий человека и черепных тараканов к ним ведущих, а на тех кто счастлив и решили понять, а как же это так.

Это одна из первых книг по психологии счастья человека, которая рассматривает оптимальное переживание или состояние "потока" - я думаю автор просто предусмотрительно решил не употреблять слово "счастье".

Каждый (ну или почти каждый) человек переживал потоковые состояния, и лишь единицы психологов проанализировали его.
Итак, самая суть.
Потоковое состояние у человека наступает при наличии как минимум 4 условий:
  1. Задача по силам
  2. Есть возможность сосредотачиться на задаче
  3. Можно чётко сформулировать конечную цель задачи
  4. Можно немедленно получить обратную связь

А  признаки этого потокового состояния таковы:
  1. Увлечённость субъекта настолько высока что он забывает о тревогах и проблемах
  2. Ощущение полного контроля над ситуацией
  3. Исчезает осознание собственного я, человек становится частью процесса
  4. Изменяется восприятие времени - оно не имеет значение.
Есть еще пара хороших и глубоких мыслей, к сожалению не развитых.

Теперь печальное - все описанное выше намазано на первые 80-100 страниц. Далее книга изобилует примерами состояния потока, чтобы читательно ну уж точно понял что это такое.

Отвлекаясь от книги, могу сказать что гейм-дизайнеры освоили состояние потока куда лучше психологов, и не с теоритической, а с практической точки зрения.
Основная польза книги пожалуй сводится к двум нумерованым спискам выше по тексту.


Общая оценка: 6/10.